Решения
Давным давно, примерно на третьем курсе, я решил стать хирургом. Причем, не просто хирургом, а ХИРУРГОМ-ХИРУРГОМ. Таким, как Владимир Оппель или Николай Пирогов.
Соответственно, начал себя к этому готовить, поскольку для того, чтобы стать хотя бы хорошим хирургом, университетской программы явно мало. Были книжки, методички, учебные фильмы, а главное — дежурства в хирургическом отделении больницы. Благо, врачи относились к интересующимся студентам очень лояльно и всячески помогали в учебном процессе. Первые операции, на которых я ассистировал (отделение проктологии, между прочим) я почти не запомнил — всё слилось в одну большую красную картинку. Но к моменту перехода в ЧЛХ из общей хирургии (примерно, середина четвертого курса), я самостоятельно мог проводить несложные манипуляции, мне доверяли накладывать швы и даже быть первым ассистентом на сложных операциях. А на дежурстве в больнице дополнительные руки всегда нарасхват, поэтому довелось постоять на вмешательствах во всех отделениях — от септической хирургии до трансплантологии.
Запомнил одну операцию в отделении нейрохирургии. Оперируется пациентка, где-то под пятьдесят лет. Диагноз: опухоль правой лобной доли головного мозга. В процессе операции выясняется, что опухоль распространилась еще и на левую лобную долю. Следовательно, ее тоже нужно удалять.
Удалить пациентке обе лобные доли — это значит, почти стопроцентно превратить ее в овоща. То есть, человек, который сам, своими ногами и по доброй воле пришел на плановую операцию, вряд ли с нее сам, своими ногами уйдет.
Если оставить хотя бы часть опухоли — процесс распространится далее, и со временем, пациентка превратится в овоща. Если не хуже.
На оперирующем хирурге лежит тяжкий груз ответственности. Если он говорит ДА — он, фактически, лишает человека нормальной жизни. Если НЕТ — то же самое. Вот вы бы как поступили, если бы Вам предстояло сделать подобный выбор?
Не буду рассказывать про исход операции, потому как уже упоминал о нем в своем блоге. Я, собственно, хотел сказать совсем другое.
В любой день любому врачу любой специальности приходится принимать подобные решения. Трудные решения. Такие, с которыми большинство обывателей ни разу за жизнь не столкнется. Многие думают, что самое сложное в медицине — это много-много знаний, много учебы, много работы. Нет, друзья, самое сложное в медицине — это принимать такие решения. И нести за них ответственность.
Поверьте, всё остальное, в сравнении с этим — ерунда.
Комментарии
Пока нет комментариев.