Оптимизация нужна. Да не та.
Моя коллега, врач Наталья Сметнева написала открытое письмо В. В. Путину с просьбой остановить оптимизацию московского здравоохранения. Оно доступно здесь, и, тем кто с ним согласен, я бы рекомендовал подписаться. Я же пока свою подпись не поставил, ибо, как говорят некоторые дочери офицеров, «не всё у нас тут так однозначно». В общем, друзья, я призываю к открытой дискуссии на эту тему.
Ниже — очередной набор букв, общий смысл которых сводится к избитому вопросу «как нам обустроить Россию отечественное здравоохранение?». Это мое личное мнение по поводу открытого письма Натальи и оптимизации здравоохранения, в целом.
В свое время у меня был опыт работы как в стационаре, так и в поликлинике, некоторое время назад я работал в государственных ЛПУ, сейчас работаю в частной клинике. Те, кто скажет, что в «стоматологии всё не так» — идут лесом, потому как стоматология — одна из наименее консервативных и передовых отраслей медицины, наиболее подверженная веяниям современности и гибко реагирующая на рыночную коньюктуру. Что поделать — конкуренция-с…
В общем контексте данной статьи я рассуждаю не как стоматолог, а как врач. Да-да, вы не поверите, но у стоматологов в дипломе так и написано «врач».
Итак, ни для кого не секрет, что современное российское здравоохранения выглядит как-то так:
Другими словами, вроде все складно сделано, руль есть, педали — но, сцуко, не едет! Почему это происходит — не совсем понятно даже проектировавшим этот драндулет конструкторам. А мы с вами сейчас возьмем и попробуем разобраться.
В письме Натальи Сметневой речь идет, в первую очередь, о взаимодействии трех субъектов здравоохранения: поликлиники, стационара и скорой помощи. И, на мой взгляд, именно это взаимодействие необходимо оптимизировать, ибо сложившиеся взаимоотношения «скорая-поликлиника-стационар» — это порочный круг всей системы здравоохранения.
А проблема оптимизации, на самом деле, всего одна. Это то, что каждый врач думает, что все вокруг
бездельники
В общем-то, это даже не секрет: врачи стационаров считают докторов поликлинического звена лоботрясами, которые только умеют выписывать направления на госпитализацию. Врачи поликлиники думают, что доктора в больницах — высокомерные жлобы, суть которых — отказать в госпитализации под любым предлогом. Доктора на скорой считают козлами вообще всех, поскольку им приходится просто кататься по городу в надежде, что кто-нибудь примет их пациента себе. В свою очередь, врачей на скорой (особенно фельдшеров) тоже никто не любит — привозят не туда и не по показаниям. И вот, почему-то мне кажется, что в этом болоте даже Путин с вежливыми людьми не разберется. И, тем более, не научит врачей разных субъектов друг друга уважать.
Самое удивительное в том, что каждый доктор по-своему прав.
Когда в стационар ЧЛХ скорая помощь привозит пациента с вывихом челюсти — это, извините меня, пипец. У меня братишка, не имеющий медицинского образования, но занимающийся боксом, умеет эти вывихи вправлять. Это вообще навык, который должен быть у каждого. Как, к примеру, наложение жгута для остановки кровотечения.
Когда в поликлинику заворачивают пациента с черепно-мозговой травмой и сопутствующим переломом челюсти — это тоже не совсем понятно. » У него же перелом челюсти! Шинируйте!» — кричат челюстно-лицевые хирурги. «Йокрный бабай, у него закрытая ЧМТ! Это посерьезнее перелома!» — отвечают им хирурги-стоматологи. И тут же направляют в стационар пациента для планового удаления зуба мудрости.
Ну, или когда из-за причуды одного маразматичного профессора, стационар ЧЛХ перегружен пациентами с фурункулами нижней трети лица. На резонный довод «почему бы не в поликлинике?» получаем ответ «могут быть осложнения». Так давайте пациентов с фурункулами сразу будет госпитализировать в реанимацию! А чо, могут же быть осложнения!
Ну и, совсем нонсенс, когда челюстно-лицевые хирурги в стационаре промышляют имплантацией. И ладно бы, если у них там есть ортопед, либо пациент направляется в стационар с уже готовым планом протезирования, имплантации, с хирургическими шаблонами и пр… Увы, но по мнению некоторых челюстно-лицевых хирургов, главное — это захренячить куда-нибудь импланты. А далее ортопед разберется, что на них делать.
Другими словами, вся эта котовасия занимается вовсе не тем, чем должна заниматься. Ее функции, функции каждого из звеньев здравоохранения нужно кардинально пересматривать. А не просто оптимизировать.
На мой взгляд, основа всей системы здравоохранения — это
поликлиника
Скорая помощь привозит и перевозит, со стационаром сталкиваются далеко не все люди, но через поликлинику и амбулаторию прошли все. Начиная с рождения и до самой старости человек связан с поликлиникой. Поликлинический врач, aka семейный доктор — вот кто знает о пациенте всё. По сути, он и должен быть главным специалистом в лечебной работе с пациентом.
У нас же все задачи поликлинического звена сводится к:
- выдаче справок/больничных
- выдаче направлений на госпитализацию
- помазать задницу зеленкой и померить давление.
- ну, вакцинация по плану. Причем, план спускается сверху.
Вернее, задачи амбулаторных докторов намного шире, вот только больше вышеперечисленного никто заморачиваться не хочет.
И это рождает совершенно дебильный замкнутый круг. С одной стороны, мотивация не та — нормально работать в поликлинике на таких условиях и за такие деньги никто не хочет. С другой стороны, если врачи стационаров пользуются хоть каким-то уважением (по ночам не спят — лечат, ага), то поликлинические врачи по мнению основной массы населения — что-то вроде парикмахеров, то есть вообще не медики, а писари больничных/справок/направлений. Ну и, руководство этого самого населения, состоящее на 146% из дилетантов и «эффективных менеджеров», думает почти также.
Лечение в стационаре стоит дороже — это, в принципе, обсуждению не подлежит. Эффективнее ли оно? Если мы говорим о, к примеру, удалении зуба мудрости — точно нет. Ибо это легко решается амбулаторно. Лечить в стационаре амбулаторную патологию только потому, что кто-то не мотивирован работать в поликлинике — это всё равно, что топить фейерверком печку. Дорого и ни фига не эффективно. В то время как человек, который реально нуждается в госпитализации (например, с сочетанной травмой), ее не получит — его койко-место занято пациентом с ретинированным, блин, зубом мудрости. Или фурункулом на заднице.
Когда я работал в отделении ЧЛХ городской больницы (60 коек), у нас постоянно дежурило два врача. При этом, срок госпитализации при переломе челюсти составлял 21 день, а при осложненном удалении зуба (осложнение создавал, как правило, сам врач) — 9 дней. План койко-дней спускался сверху, его нарушение крайне не одобрялось руководством больницы.
И я, в общем-то, считал, что так правильно. Вот тогда бы я подписался под открытым письмом Натальи Сметневой с превеликим удовольствием и надеждой на перемены.
Разрыв шаблона случился, когда я побывал на стажировке в одной областной больнице далеко за пределами Башкирии. Представьте себе, отделение ЧЛХ областной больницы — 40 коек. Дежурит один хирург. Срок госпитализации при переломе нижней челюсти — 8-9 дней. При других проблемах — 3-4 дня.
А теперь, внимание, вопрос: «Какое отделение работает эффективнее? И почему?»
Второе, в областной больнице. Потому, что в отделении областной больницы ведется совместная, именно совместная работа с врачами поликлинического звена. Каждый месяц доктора больницы проводят медсовет, куда в обязательном порядке приглашаются врачи-стоматологи из поликлиник. Следовательно, они работают последовательно, а не параллельно и, тем более, не супротив. Врачи поликлиник знают, что могут они делать самостоятельно, с какими вопросами имеет смысл направлять в стационар, чтобы обязательно приняли. А врачи больницы знают пределы компетенции поликлиник, следовательно, получая направление на госпитализацию прекрасно понимают, что врачи поликлиник сделали всё возможное. И доверяют им, выписывая пациента под наблюдение амбулаторного доктора. Почему другие больницы и поликлиники не могут работать также?
Увы, но никаким открытым письмом Путину такое взаимодействие поликлиник и стационаров не выстроить. Ни Шойгу, ни Медведев, ни даже Собянин не в состоянии заставить врачей с уважением относиться к работе друг друга. Еще сложнее научит их работать вместе. Последовательно, как я уже отметил выше.
Я специально не говорю о мотивации, деньгах, финансировании и прочем-прочем. Ведь для того, чтобы собираться раз в месяц и обсуждать ОБЩУЮ, в общем-то, работу, врачам поликлиник и стационаров не нужны деньги. Нужно просто желание. В том числе, желание руководства этих самых ЛПУ, а не руководства страны.
Я думаю, если мы действительно хотим что-то изменить в отечественном здравоохранении — нужно начать с себя. А не надеяться, что кто-то придет и сделает всем хорошо.
Спасибо, что дочитали до конца.
С уважением, Станислав Васильев.
Зы. Если уж оптимизировать здравоохранение, то так: 75% чиновников здравоотделов, гор- и облздравов, Минздрава, собственно, выгнать нафиг к чертям собачьим. Глядишь — появятся деньги на поликлиники.
Комментарии
Пока нет комментариев.