Пара слов о цеховой солидарности.
Есть у меня друг, зовут его Роман. Он челюстно-лицевой хирург и имплантолог, работает в очень крутой клинике. Настолько крутой, на ее фоне даже наш GIC выглядит провинциальным стоматологическим кабинетом.
Так вот, однажды попадает к Роману мой пациент, и Роман замечает проблему в области послеоперационной раны. Он объясняет пациенту, что необходимо обратиться к лечащему доктору, затем звонит мне:
— Так и так, Стас, тут в области импланта есть проблема, нужно ее решить. И, на мой взгляд, лучше это сделать таким образом…
— Спасибо, Роман, сейчас позвоню пациенту, приглашу на прием — будем решать.
Через некоторое время пациент приходит (выяснилось, что есть небольшая проблема с качеством десны в области установленного мной импланта), мы проводим операцию, проблема ликвидирована, все счастливы.
* * *
Есть у меня еще очень хороший знакомый, зовут его… впрочем, его даже по имени могут узнать, поскольку это очень известный имплантолог. Он читает лекции для врачей, участвует в международных конгрессах. И делает это настолько круто, что на его фоне все мои лекции выглядят как студенческие доклады.
И вот, однажды ко мне попадает пациент от этого доктора, естественно, с проблемами после имплантации. Я звоню доктору:
— Превед, это Станислав Васильев. Ко мне тут пришел ваш пациент, у него такие-то проблемы. Что будем делать?
— Станислав, спасибо за участие, мы этого пациента знаем, планируем делать то-то и то-то…
Я объясняю пациенту, что с ним произошло и почему нужно обратиться к своему имплантологу. Он записывается к доктору, доктор долечивает пациента, проблема ликвидирована, все счастливы и крутят фонарики.
Вот это — нормальные взаимоотношения между врачами разных клиник. Когда на первое место выходят забота о здоровье пациента и желание ему помочь, а не гипертрофированные личные амбиции и желание самоутвердиться за чужой счет. Более того, я давно заметил, что чем больше опыт доктора, чем выше его квалификация — тем менее он категоричен, тем спокойней и проще он относится к работам своих коллег, пусть даже не очень хорошим. Категоричность во взглядах, деление всего только на хорошее и плохое — вообще. признак недалекого ума и узкого мировоззрения.
Ни для меня, ни для Романа, ни для любого другого действительно хорошего доктора не составляет труда, в случае возникновения каких-либо сложностей в лечении, позвонить более компетентным коллегам и попросить совета. Или наоборот, предупредить врача, от которого пришел пациент, о возникших проблемах, и этот совет дать. Это то, что в приличном обществе называется коллегиальностью и, если хотите, цеховой солидарностью. Мы так работали, работаем и будем продолжать работать дальше. Это, я повторюсь, нормально.
* * *
Недавно мне удалось познакомиться с еще одним доктором, зовут его Сергей Александрович (он сам потребовал себя так называть). Он работает в какой-то сетевой клинике где-то на окраине Москвы, про него, как и про его клинику, никто никогда ничего не слышал. Более того, этот самый Сергей Александрович на@бывает руководство клиники, где он принимает, работая мимо кассы и периодически уводя пациентов в какой-то полуподвальный кабинет. А это, как понимаете, уже о многом говорит.
Так вот, однажды ко мне пришла пациентка, которой Сергей Александрович проводил имплантацию. Пришла с серьезной проблемой, грозящей удалением импланта в эстетически значимой зоне.
Разумеется, я, как и принято в таких случаях, созваниваюсь с ним, представляюсь, объясняю ситуацию:
— Так и так, Сергей Александрович, тут у меня сидит Ваша пациентка с такой-то проблемой. Что делать планируете?
— Нет там никаких проблем, всё нормально.
— Сергей, если бы было всё нормально, я бы Вам не позвонил. С имплантом проблема. Там, возможно, имплант придется удалять. Я бы рекомендовал Вам…
— ДА ТЫ ВАЩЕ КТО-ТАКОЙ, ЧТОБЫ МНЕ ЧТО-ТО РЕКОМЕНДОВАТЬ?
— Простите, но есть проблема, не решив которую…
— СЛУШАЙ СЮДА, ПАЦАН. ТЕБЯ КТО-ТО ПРОСИЛ СОВЕТЫ ДАВАТЬ? Я же сказал, всё нормально.
— Сергей, то есть, Вам пофиг на пациентку?
— Пусть лечится, где хочет. Мне наплевать. (дословная цитата).
Конец связи.
…. через две недели мы удалили этой пациентке имплантат в эстетически значимой зоне. Как Вы понимаете, нам предстоит довольно серьезная переделка.
Собственно, для чего я всё это Вам рассказываю? Конечно же, не пожаловаться на слегка @бнутого Сергея Александровича, не убедить вас в в том, что он такой гад, и к нему ходить не надо (разумеется, имя и отчество я изменил).
Написал я всё это к тому, что вот такое недопонимание, отсутствие взаимодействия, категоричность и желание удовлетворить собственные амбиции никогда не приводили, не приводят и не приведут ни к чему хорошему. Мы можем грызться между собой сколько угодно, но страдать за это будут наши пациенты.
Поэтому, уважаемые друзья, давайте уважать наш общий труд, каким бы он ни был. Мы с вами не конкуренты и не враги. Давайте дружить, взаимодействовать и работать вместе. Мы — коллеги, собратья по цеху. Я очень надеюсь, что для вас это не пустой звук.
С уважением, Станислав Васильев.
Поддерживаю Вас! Если бы все доктора мыслили и действовали профессионально и по отношению к пациентам гуманно — уровень нашей отчественной медицины намного выше
Поддерживаю Вас! Если бы все доктора мыслили и действовали профессионально и по отношению к пациентам гуманно — уровень нашей отчественной медицины намного выше
Согласен с Вами
Увы, как правило этика и деонтология врача, обходит докторов еще в институте
Наверное, это происходит потому, что этика (и деонтология) — это вопрос, скорее, воспитания, а не обучения. Институты учат, а не воспитывают.
С уважением, Станислав Васильев.